Храм Преображения в Кохтла-Ярве
 

Куремяэ - Эстония, Ида-Вирумаа, Пюхтица

Печать

Храм Преображения Господня

Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (Кохтла-Ярве)

 

Построен в 1938 г. по проекту известного эстонского архитектора А. Соанса. Архитектура в стиле эстонского модерна. Кирпичный и оштукатуренный храм квадратный в плане (10x10 м), с четырехскатной крышей и колокольней, примыкающей к зданию с северо-западной стороны.

Строительство велось под руководством инженера А. Рейметса на средства, выделенные для этой цели правительством. Внутри храма над входом находятся хоры, переходящие в обширные балконы, сооруженные с южной и северной сторон.
В церкви установлен иконостас из закрытого храма имения Ору.
Освящен 13 ноября 1938 года митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Александром (Паулусом)
Летом 1999 года, после ремонта крыши, на храме и колокольне ее прежним  настоятелем протоиереем Вячеславом Куркиным были установлены небольшие купола с крестами.

«Церковь на Паванду» — так зовут местные жители Ида-Вирумааского уезда Спасо-Преображенскую церковь, расположенную на окраине города Кохтла-Ярве. Паванду — это некогда жилой посёлок, построенный в 1916 году для семей рабочих, шахтёров и химиков. Теперь от посёлка осталось только название. Люди здесь больше не живут, потому что воздух, несмотря на всевозможные очистительные сооружения, остается загрязнённым настолько, что дышать им без вреда для здоровья нельзя.

Но вернёмся в то время, когда города Кохтла-Ярве ещё не существовало. В 12 км от посёлка Паванду в небольшом старинном городке Йыхви была единственная во всей округе православная церковь во имя Богоявления Господня. Сегодня ей более ста лет. Верующие люди посёлка Паванду преодолевали тяжёлые препятствия, чтобы попасть на службу в йыхвиский храм. Ездили на подводах, и, трудно представить, - не по асфальту. О том, что верующие люди были и нуждались в православном богослужении, говорят скудные исторические свидетельства того времени. «В 1916 году на земле имения Ярве была устроена первая пробная шахта, в 1924 году открыт первый коксо-химический завод, в 1925-м открыты шахты». Население стремительно росло, и перед администрацией завода встал вопрос о постройке своего храма. Строительство началось в 1938 году.

Однако, список священников, бережно хранящийся в алтаре церкви, ясно говорит о том, что церковь существовала и до того момента, как был построен храм... ни много, ни мало — почти двадцать лет.

Из церковных отчётов за 1946 год, написанных священником прот. Константином Кюммелем в Епархиальное Управление можно узнать, что с 1919 по 1931 год богослужения совершались в помещениях, отведённых для этой цели администрацией сланцеперерабатывающих заводов и шахт, так как здания церкви в то время ещё не было.

До осени 1930 года в указанных помещениях богослужения совершал протоиерей Алексей Медведков, уехавший из Кохтла-Ярве во Францию (причисленный Константинопольской Церковью к лику святых – прим. ред.). С этого времени богослужения совершались два раза в месяц в воскресные и праздничные дни приезжими священниками.

13 ноября 1938 года при большом стечении народа и рабочих шахтёров русских иммигрантов Митрополитом Таллинским и всея Эстонии Александром (Паулусом) был освящён храм, и началась новая страница жизни прихода г. Кохтла-Ярве.
В своём слове на освящении храма Митрополит Александр сказал о том, что «вновь созданный храм должен служить преображению духовной жизни всего населения рабочего посёлка Кохтла-Ярве на основе нравственных христианских ценностей».
В то время условия работы в шахтах были настолько тяжёлыми, что местные эстонцы предпочитали пользоваться дешёвой наёмной силой русских беженцев, а также принудительным трудом эстонских преступников, которых приводили под конвоем. Обстановка в посёлке и вокруг него была криминальной. Часто возникали драки, постоянное пьянство, смертность среди жителей посёлка была очень высокой, на дорогах нередко грабили среди бела дня. Эстонские хуторяне продавали свои хутора и земли, перебирались подальше от рабочего посёлка.
1938 год — это предвоенные годы, годы репрессий в Советской России, когда количество эмигрантов из России в Эстонию неуклонно росло. Приехавшие в Эстонию люди были готовы выполнять любую работу, жить в любых условиях. И вот среди этих людей приходилось проповедовать первым пастырям Преображенского прихода.

Постройка храма
Здание храма кубическое, прямые линии, правильные пропорции, прорезанные в боковых стенах высокие готические окна с витражами, отсутствие украшений в виде лепки и пилястр на фасаде, придают храму, не традиционные в Православии, простые, а правильные черты лютеранских церквей Эстонии. Справа от храма имеется колокольня, напоминающая своим видом колокольни древних базилик Европы. Помещение внутри храма, как и принято в лютеранских церквях, небольшое, рассчитанное на 30-50 человек. Алтарь небольшой, но имеется пономарка и ризная. Иконостас простой низкий в два яруса, перенесён из разобранного храма в имении Елисеева в Ору (Тойла). Утварь так же из храма в Ору.

Большое значение в Кохтла-Ярвеском храме имеет бельэтаж, или по православным понятиям - хоры. Кроме основного, расположенного над дверями храма, их ещё два на разной высоте по всему периметру храма. Они и принимали основную нагрузку - молящихся, которые не помещались внизу. Такая конструкция хоров церкви Кохтла-Ярве сближает её с домовыми православными храмами знати России. На хорах можно разместить до 250 человек, следящих за ходом службы с высоты 5-10 метров. В храме две двери, восемь окон с тремя ярусами; максимальная вместимость храма до 400 человек, 6 колоколов.
2 октября 1939 года на должность настоятеля Кохтла-Ярвеской церкви Митрополитом Александром был назначен, священник Константин Кюммель, и в этой должности он прослужил больше 25 лет.

В своих воспоминаниях отец Константин Кюммель пишет: «Церковь имеет подвал, где в зимнее время совершались Богослужения, когда ещё не существовало печек. В этой нижней части церкви — подвале с осени по май всегда скапливалась вода иногда до 1.5 метров, зимой превращалась в лёд. Пол каменный, холодный, три круглые печки всегда топятся».
Протоиерей Константин пишет: «С моим поступлением на место настоятеля сей церкви начались в храме совершаться богослужения неопустительно и регулярно во все воскресные и праздничные дни. За этот период времени приход посетили: Митрополит Александр 27-28 ноября 1943 года в пятую годовщину освящения церкви. Затем, 24-25 ноября 1945 года Архиепископ Павел. 26-27 мая 1951 года Епископ Роман».
С 5 июня 1944 года по сентябрь того же года в приходе работала воскресная школа для детей, изучавших Закон Божий, славянское чтение и церковное пение.
В 1946 году Кохтла-Ярве получил права города. Налаживалась мирная жизнь.
С 1963 года церковь в Кохтла-Ярве подвергается постоянным нападкам со стороны атеистически настроенной молодёжи. Бьются окна, бросаются в храм дымовые шашки, срывается богослужение.
«В день Архистратига Божия Михаила 21 ноября богослужения не совершалось. Утром, когда я в церковь приходил, внешние двойные двери оказались взломанными и церковь внутри была в безобразном положении — огнетушителями весь иконостас, стены и всё другое запачканы. Милиция заключила, что намерение было поджечь церковь, но что-то помешало. К 23 ноября всё было убрано и приведено в порядок. Но 24 ноября церковь внутри снова подожгли. Отчасти сгорел потолок, крыша (шифер), иконы, шкафы, некоторые аналои, книги, ноты. Престол и жертвенник, мраморные, были в порядке, иконостас пострадал мало. На престоле был только илитон, но антиминса, наперстных крестов, евангелий, дароносицы, мира, запасных Даров, чаши, дискоса, звездины и др. не было».


До и после смерти отца Константина в Храме служили: Алексей Медведков - 1919-1930; Роман Танг – 1931-1935; Александр Филомафитский -1933-1939, 1940-1941; Константин Катаев -1939-1966; Павел Соколов – 1968-1971; Константин Каус – 1972-1974; Евгений Насейкайло – 1974. Посёлок выселялся. Митрополит Алексей(ныне усопший святейший патриарх всея Руси АлексийII) высказался, что приход нерентабельный.
В 1974 году настоятелем Кохтла-Ярвеского прихода назначается священник Вячеслав Куркин ( 29.03.1933 — 07.11.2010 ) и приход стал рентабельным.
Ещё живы люди, которые видели, в каком плачевном состоянии пребывал Спасо-Преображенский храм и окружающая его территория. Подвал был затоплен водой в весенне-осеннее время, ограды не было. Службу отец Вячеслав порой совершал в пустом храме, или 1-2 человека было молящихся. Но батюшка взял за правило совершать службы каждый день... и народ потянулся в храм. Образовалась община.
В основном, это были женщины, на плечи которых выпали самые тяжёлые труды: осушение подвала, цементирование стен и пола, чтобы грунтовые воды не просачивались, возводили ограду своими силами, построили времянку, а потом трапезную, слесарку, просфорную. На храм и колокольню были установлены барабаны с луковичным шатром и церковь, наконец, приняла традиционно православный вид.
Всего построенного и реставрированного невозможно перечислить! Не зря же батюшка приобрёл профессию строителя. Первый состав прихожанок, а это штукатуры, маляры, повара, - батюшка Вячеслав с особой любовью и уважением называл «золотым фондом», за то, что они трудились, не покладая рук, во славу Божию, никогда не роптали, не требовали вознаграждения. Батюшка Вячеслав являл собой пример бескорыстного служения Церкви. Образовалась община.
Жизнь прихода всегда была интересной. Это была одна семья. Сила молитвы отца Вячеслава знакома всем. Скольких людей он вымолил из практически безнадёжных жизненных ситуаций! Отец Вячеслав любил людей, сопереживал им, помогал молитвенным деланием, а порой и материально. Он всегда сокрушался о том, что годы берут своё. Печалился, что поздно стал священником, много времени потерял зря. Но и будучи продолжительное время на одре болезни, батюшка Вячеслав оставался активным руководителем всех строительно-ремонтных работ. И хорошо об этом сказала староста, «правая рука» отца Вячеслава в течение 30 лет, Анна Васильевна Наркова: «Всё, что вы видите в храме и вокруг него — всё его... всё его...»
11 ноября 2010 года в Кохтла-Ярве собрались прихожане и священнослужители, чтобы проститься с протоиереем Вячеславом Куркиным. Чин священнического отпевания возглавил Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий в сослужении двенадцати священников и четырех диаконов. После отпевания отца Вячеслава Владыкаа Корнилий сказал, что «несмотря на длительную службу, никогда ещё ему не было так легко, и молитвенно радостно, как на этом отпевании».
15 ноября 2010 года на должность председателя приходского прихода распоряжением Митрополита Корнилия назначается благочинный Ида-Вирумаа протоиерей Николай Терентьев.
В его задачу входит поддержать приход, в это нелёгкое после смерти отца Вячеслава время, а также выполнить хозяйственные, организационные и финансовые мероприятия, которые не могли быть осуществлены, ввиду болезни настоятеля. Перечень и план мероприятий был утверждён Синодом ЭПЦ МП и Владыкой Митрополитом Корнилием. Основная задача мероприятий – сохранить приход, его костяк, созданный протоиереем Вячеславом, продолжить его труды. В планах прихода создание благоустроенной зоны вокруг храма, с обязательной стоянкой для машин, а также создание воскресной школы для детей.
На настоящий момент проведены капитальные работы в алтаре. Отреставрированы витражи, и иконы, построена новая трапезная, приобретено оборудование для просфорной, заменены окна в алтаре и трапезной и проведены другие хозяйственные работы. Приход, с Божией помощью, благодаря стараниям и средствам благодетелей, молитвами и стараниями нашего Владыки, продолжает свою церковную жизнь. Материал взят с сайта baltwillinfo.com

Духовенство:
Протоиерей Николай Терентьев (настоятель)
Иеромонах Дионисий (Борисов)

Адрес:
Jarveküla tee 3, 31024 Kohtla-Järve
Тел. (372) 33-27-980

Комментарии  

 
#1 Основные характеристики стиля модерн в интерьереplitkiViple 16.01.2017 21:03
Само по себе термин «Модерн» уходит своими истоками в XIX-XX веке, в это время в Европе возникнул принципиально новый вид искусства, связывающий в себе различные элементы разных направлений этого периода.
Одной среди стержневых отличительных черт стиля модерн считаются мягкие изгибы и очертания, отказ по возможности от прямых углов и предпочтений наиболее натуральным орнаментам, какие характерны естественным объектам.
Данное направление в основном пробует гармонично совмещать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Большинство элементов внутреннего убранства, произведенных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.
 

У Вас недостаточно прав для комментирования, зарегистрируйтесь пожалуйста.

 

Головоломка

Правила: Выбрать уровень и убрать все галки, чтобы все квадратики остались пустыми


Наши партнёры

Клайпедская ассоциация российских граждан

Narva-KKS

Ассоциация русскоязычных образовательных центров


До нового года осталось!

Скрипт счётчика


Праздники

   


Случайный афоризм

Как часто вы приезжаете в Куремяэ?
 






Участник TOP-10 конкурса сайтов RUССКОЕ ЗАRUБЕЖЬЕ-2013          
Яндекс.Метрика Система Orphus
Kuremae 2011-2021 © все права защищены
Создание сайта vorob77